На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог-и-Я

29 628 подписчиков

Свежие комментарии

Медленно постоять или быстрее добежать?

Недавно наткнулась на стихотворение Агнии Барто, в котором она красочно описала историю слишком занятой девочки Лиды. Помните? Бедняжке и поболтать было некогда. А все потому, что у нее и драмкружок, и кружок по фото, а еще и петь охота. Да к тому же за кружок по рисованию все голосовали… А некая Марья Марковна, урезонивая юный пытливый ум, встревает со своим советом и укоризненно качает головой: «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок»…

Знакомая история? Как в годы октябрятских звездочек и пионерских комнат, так и сейчас – дети оказываются в ситуации, когда проблема выбора чего-то одного из многообразия предложенного превращается в проблему успеть как можно больше и научиться всему-всему, не делая пауз и передышек. А стоит ли без пауз?

Оказывается, медленно постоять иногда полезнее, чем быстро побежать.

Эту простую истину открыла мне на днях моя знакомая Ольга, мама двоих детей, имеющая за плечами не один десяток развивающих занятий. До недавнего времени у ее детей, точь в точь как у девочки Лиды, было в обиходе несколько кружков и секций. Дети с небольшой разницей в возрасте, домашние, как это принято сейчас говорить про тех, кто в садик не ходит, а значит и времени у них свободного пруд пруди. Да и мама, работа у которой удаленная, постоянно с детьми рядом. Словом, водила она их туда-сюда пока старшей дочке не пришла пора отправляться в школу. Первый класс как-никак.

Кругом все пугают перегрузками, сложностями адаптации, психологическими проблемами и иже с ними. Дабы неприятностей и встречи со строгими советчиками вроде Марьи Марковны избежать, решили родители на семейном совете количество кружков разумно сократить. Сохранив школу музыкальную и занятия гимнастикой – благо девочка гибкая и тренировки для нее — все равно что парк аттракционов, где поскакать да попрыгать в свое удовольствие можно. А музыкальная, наоборот, дисциплину и ответственность вырабатывает.

Казалось бы, ах! Стоило ли вообще развивашками заниматься, деньги на них тратить и ребенка перегружать разными занятиями, если все вот так взять и в одночасье прекратить? Но, во-первых, Ольга сама про себя говорит, что никогда не отличалась педагогическим талантом, поэтому занятия во всех кружках заканчивались там же, не переносясь домой. То есть, если шахматы – то только на занятии. Если рисование – то только на уроке. И т. д. А поскольку уроков нигде не задавали, то и дома дети либо гуляли, либо мультики смотрели. Во-вторых, и по мне, так в самых важных, многие из современных кружков находятся на уровне самодеятельности.

При этом потребность и нарочито раскрученная обязанность куда-то детей водить непропорционально велика. Вот и стараются все, кому не лень, доброжелательно распахивать двери разнообразных студий и с широкой улыбкой на лице озвучивать стоимость услуг. Разумеется, вам скажут, что здесь и больше нигде смогут развить уникальные способности вашего ребенка! А уж кто преподает, какой квалификацией обладает, умеет ли вообще с детьми общаться, есть ли понятная, адаптированная по возрасту программа или нет – это родителям приходится узнавать либо самостоятельно попробовав, либо послушав знакомых.

Ольга так и сделала. Обстоятельно, не спеша изучила вопрос. Вовремя поняла, что чего только для детей не придумали, а значит и ходить можно повсюду бесконечно. Только надо ли? Время, проведенное с семьей на прогулке, на природе, в музее или просто за чтением книг не менее ценно и важно для формирования будущей личности. Этакое спокойное общение, когда нет спешки и страха опоздать к началу урока.

Что касается кружков, то в любых занятиях должна быть система: от простого к сложному. Чтобы дети, как минимум, понимали, чего от них хотят и, как максимум, радовались процессу обучения. В идеале, чтобы программа какая-то была, лет на несколько рассчитанная. Поэтапная.

А если привести трехлеток на занятие танцами, сказать им разучивать движения под песню, где они ни у одного слова смысла не понимают, ругать их за неусидчивость и отсутствие улыбок на лицах, а потом заявить, что у них через месяц концерт, к которому они должны усиленно готовиться, то что они вообще должны уяснить из сказанного? Танцевать? Улыбаться? Месяц? Концерт? Усиленно?

Обидно, но смысл чаще и отчетливее откладывается лишь в головах амбициозных родителей, которые в компании друзей могут похвастаться, что его деточку берут выступать на большой сцене. Естественно, как и Ольга, каждый вправе решать сам кого, куда и за какие деньги водить. Но, по большому счету, любую информацию нужно дозировать и соизмерять с потребностями маленького человека, а крайности – это всегда патологично.

Бывают дети-лентяи, бывают дети-труженики. Важно чтобы и то, и то получалось в меру. Чтобы дети не были солдатиками типа встали, построились, пошли. А куда пошли, зачем пошли и кому все это надо – да кто его разберет? Мама сказала. Папа захотел… Бесконечный беспросветный труд без права на отдых вряд ли обернется сочетанием высокого результата и устойчивой детской психики.

С другой стороны – случаются же приятные исключения — если программа занятий есть, педагог адекватный попался, ребенок с интересом занимается и перегрузки не брезжут на горизонте, то всегда можно найти возможность продолжать ранее начатое. Учит ли дитя китайский с пеленок или готов дни напролет пропадать в спортзале. Да мало ли что еще! И уж точно не надо принимать за чистую монету все, что говорят сердобольные Марии Марковны – они же оценивают ситуацию со своей колокольни. А тут свой собственный опыт и свой собственный, родной от макушки до пяток, ребенок.

текст
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх