Психолог-и-Я

29 718 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил_
    Ну, уж о таких подробностях я их не расспрашивал, лишь зафиксировал то, что сами захотели поведать.Почему в России б...
  • Татьяна Хлусова
    Ну и хорошо, главное, чтобы они этого решения придерживались 😀Почему в России б...
  • Татьяна Хлусова
    Конечно. Это всегда можно 😀Женщины хотят сли...

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

Процесс обучения требует сил, времени и энергии – только так можно усвоить новые знания. Такое мнение распространено и среди взрослых, и среди детей. Зачастую образование сравнивается с кропотливой трудовой деятельностью, но это не совсем так. Исследования показывают, что наиболее успешные ученики и студенты затрачивают меньше ресурсов на процесс обучения. Они просто учатся интенсивнее.

Эффективный процесс получения новых знаний требует в первую очередь хорошей концентрации, но не только. Желательно ввести данные правила в систему обучения, и тогда плоды образования нового уровня проявятся уже в ближайшее время.

Обучение с перерывами

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

Монотонный продолжительный процесс обучения неэффективен. На протяжении долгого времени человеку сложно сохранять концентрацию внимания и напрягать мозг. Перерывы позволят периодически разгружать себя, а затем с легкостью воспринимать новую информацию.

Пройденные темы можно осваивать с помощью карточек с разделением по блокам. Материалы, которые успешно были усвоены, просто откладываются.

Иллюзия знания

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

Для эффективного обучения важно правильно определить, что именно подразумевается под успехом. Ведь просто запомнить и усвоить материал – это не одно и то же.

Возникает риск иллюзии знания, когда фактически информация хранится в голове, но она неактивна. То есть даже если учащийся до запятой правильно запомнил учебный текст, это еще не значит, что он его усвоил. И зубрежка ему в этом не поможет.

Усвоение знаний подразумевает, что учащийся владеет им и может использовать, совершать операции, видеть место этих знаний в общем контексте программы обучения со всеми связками.

Предварительные тесты

Исследования показывают, что студенты показывают лучшие результаты на тестах, если проходят предварительные тренировки. Причем их можно проводить до того, как тема полностью пройдена. Практика таких ответов эффективнее, чем обычная зубрежка.

Чередование тем

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

Обычная школьная практика подразумевает изучение тем блоками с конкретным материалом. Например, учитель преподает тему сложения и ученики решают задачи только по ней. Однако более продуктивный метод предполагает, что учащиеся будут чередовать разные темы на определенном отрезке времени обучения. Но очень важно, чтобы эти темы были связаны. В данном случае к умножению можно добавить вычитание, умножение и деление.

Подготовка своих тестов

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

Сегодня формат тестов как таковой подвергается критике, но в каких-то аспектах он может оказать хорошую помощь. Так, ученики после прохождения материала могут сами подготовить ряд вопросов по теме. Задача заключается в том, чтобы встать на место учителя и попытаться с помощью тестов как можно глубже раскрыть тему. Это упражнение позволит иначе взглянуть на изученное, что улучшит понимание материала.

Думать и перефразировать

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

Тоже интересная задачка на дополнительную обработку изучаемого. Куда лучше той же зубрежки попытаться поразмышлять над темой, связывая ее с пройденным материалом. Прочитанное можно рассмотреть в общем контексте, что укрепит его в голове. Кроме того, хороший эффект даст упражнение по перефразированию. Нужно попытаться разными формулировками объяснить материал.

Начинать с самого сложного

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

В самом начале пути учащийся располагает наибольшим багажом ресурсов для изучения нового материала. Это касается времени, готовности к концентрации внимания, желания, мотивации и просто воли к учебе. Соответственно, этот мощный заряд столкнется с адекватной по затратности ресурсов задачей. Даже если с первого раза не получится усвоить все запланированное – ничего страшного. В дальнейшем будет возможность периодически возвращаться именно за счет легкости последующих тем.

Борьба с прокрастинацией

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

Это один из главных врагов любого дела. Прокрастинация выбивает человека из обычного русла обучения и переключает на более приятные дела наподобие просмотра сериалов или общения в соцсетях. Чтобы этого не произошло, нужно правильно организовать обстановку для обучения. В помещении не должно быть отвлекающих факторов.

Полноценный отдых

Регулярный отдых в соответствии с режимом дня избавит от физической и психологической потребности отвлекаться в процессе обучения. Очень важное место в отдыхе занимает сон. То же усвоение материала происходит не только в ходе непосредственной учебы, но и во сне, когда блоки знаний укладываются в памяти. И самое главное, что здоровый сон обеспечивает восстановление ресурсов мозга, после чего он приходит в полную готовность работать с новыми материалами.

Заключение

Зубрежка не нужна: как учиться меньше, но с высокой эффективностью

Все же без одного фактора даже советы по эффективному обучению не сработают. Этот фактор состоит из веры в себя и мотивации. Нельзя подходить к обучению с мыслями наподобие «я не силен в этом предмете» или «мне это не освоить». Как показывает практика, упорство и тяга к знаниям как таковая стирают любые границы между человеком и успехом в обучении.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх